Как мы знаем у человека 5 чувств, и для успешной продажи желательно использовать их все: для зрения – красивые витрины, яркие билборды; для слуха – говорящая реклама, музыкальный фон; для осязания – возможность «подержать в руках»; для вкуса – возможность продегустировать; для обоняния – это запахи и ароматы.
Вот тут и приходит к нам на помощь аромамаркетинг. Что это такое, и как с его помощью продавать больше, мы расскажем прямо сейчас.
Что такое аромамаркетинг?
Аромамаркетинг – это использование разных ароматов с целью вызвать у клиента нужные чувства и эмоции, которые благоприятно влияют на их решения о покупке товаров или услуг.
В России направление аромамаркетинга появилось относительно недавно, и до сих пор считается «диковинкой». А за рубежом данное направление успешно используется вот уже более 20 лет, и доказала свою эффективность.
По данным исследований, аромамаркетинг не только стимулирует продажи, помогает «задержать» посетителей, но и увеличивает средний чек магазина.
Так, запах «Свежеиспеченного хлеба» на входе у продуктового магазина поднимает аппетит и заставляет нас больше покупать товара, а «Ароматный кофе» – зазывает нас зайти в кофейню на чашечку кофе. Вспомните запах картофеля фри у Макдональдса, вспомните как пахнет новая иномарка, вспомните аромат новой техники Apple – все это классические примеры аромамаркетинга.
Цель и задачи аромамаркетинга
Цель аромамаркетинга – это увеличение среднего чека. Аромамаркетинг может влиять на клиента как напрямую так и в скрытую.
Прямое воздействие на покупателя:
- Увеличивает средний чек на 20%
- Стимулирует импульсивные покупки
- Стимулирует повторенное посещение
- Увеличивает количество посетителей.
Классический пример – это запах свежего хлеба и выпечки в продуктовом магазине. Почувствовав аромат вкусного свежего хлеба, у нас разыгрывается аппетит, и мы автоматически в корзину кладем продуктов больше, чем планировали.
Скрытое воздействие на покупателя :
- Повышает узнаваемость бренда
- Улучшает восприятие клиентом качества товаров и услуг
- Подчёркивает стиль, имидж и статус заведения.
- Создает эксклюзивность и индивидуальность товарам и услугам.

Аромамаркетинг работает на запоминание и привлечение внимания к продукту или услуге. Еще один классический пример: вся новая техника Apple в начале своего использования пахнет одинаково. Все мы знаем, как пахнет новенький смартфон в только что распечатанной коробке. Этот специфичный запах, по слухам, исходит из внутренностей устройств, но некоторые считают, что на самом деле за аромамаркетинг отвечает упаковка.
Это делается умышленно: вы вдыхаете этот запах и запоминаете ощущение нового продукта. Когда вы в следующий раз придёте в салон Apple, то вспомните этот запах и вам снова захочется купить новое.
Эмоциональное воздействие аромамаркетинга:
- Создает атмосферу праздника
- Повышает настроение клиентов и сотрудников
- Создает атмосферу уюта и комфорта
- Увеличивает время пребывания
Согласно статистике, 90% посетителей оценивают ароматизированный магазин как более приятный и комфортный, чем тот, где ни чем не пахнет. Например, провели эксперимент, как запах влияет на восприятие времени человеком. В помещении с ароматом Кофе время шло быстрее, и наоборот, в помещении, где пахло детской присыпкой, участники воспринимали, что время проходит более медленно. Другой пример, в книжном магазине, где пахнет шоколадом, книжные полки кажутся длиннее.
Для каждой сферы свой аромат
Рассмотрим, какие ароматы советуют применять специалисты для различных сфер бизнеса:
- Аромат тропического леса, свежести, зеленого чая, морского воздуха подойдет для гостиниц, отелей, автосалонов, стремящихся «подчеркнуть» свою элитарность.
- Ароматы кофе, карамели, сладостей подойдут для кафе, кофеен, чайных магазинчиков.
- Для продуктового магазина подойдут универсальные запахи с нотками цитруса, ненавязчивые цветочные ароматы, а запах выпечки, корицы и ванили простимулирует клиентов купить больше товаров.
- Наилучшие ароматы для магазинов одежды и обуви – ягодные, цветочные, фруктовые. Если это магазин мужской одежды, здесь подойдут кофейные ароматы, аромат свежести. В детских магазинах также применимы ягодные запахи, а также запах жевательной резинки и другие «игривые» ароматы.
- Для офисных помещений специалисты советуют выбирать цветочные ароматы, запахи имбиря, красного яблока, елового леса – что-то нейтральное и способствующее созданию приятных ощущений.
- Для туристических компаний подходят ароматы, создающие правильные ассоциации, к примеру, летние. Это аромат кокоса, морского бриза, арбуза, фруктов. Для осенне-зимнего сезона лучше подойдут цитрусовые ароматы, еловый запах, запах корицы.
Подводим итоги выше сказанному:
- Аромамаркетинг — это не только ароматизация помещения. Подходите комплексно к использованию аромата. Например, купил клиент у вас товар или услугу – подарите ему для дома или машины ароматизатор с вашим ароматом. Пусть ваш аромат постоянно присутствует с клиентом.
- Не используйте не профессиональное оборудование, типа спреев и освежителей- большой риск испорть впечатление.
- Выбирая ароматы ориентируйтесь на своего клиента, а не на свой личный вкус.
- Иногда лучше ароматизацию не использовать вообще: обязательно проводите тестирование.